|
|
«Как снимать жанр?» - лекция Игоря Мухина«Как снимать жанр?» - лекция Игоря Мухина 24 декабря в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко прошла публичная лекция именитого фотографа Игоря Мухина. Послушать лекцию собрались, в основном, начинающие фотографы, студенты московских фотошкол. Лекция Игоря Мухина завершила на 2007 год программу образовательных мероприятий «Пролаб – Школа успеха», проводимых компанией Пролаб-Центр совместно со Школой фотографии и мультимедиа им. Родченко. Игорь Мухин начал лекцию с показа работ мастеров, которые повлияли на него, когда он только начинал заниматься фотографией, когда снимал случайные, зацепившие взгляд моменты. Прежде всего, это: Борис Михайлов, Борис Савельев, Юрий Рыбчинский, Владимир Филонов, Александр Лапин. Лекция длилась около пяти часов, она была разбита на этапы и знаковые проекты в творчестве Игоря. Многие из фотографий Игоря были хорошо известны аудитории, но они приобретали новый смысл и глубину, благодаря его комментариям, и историям с ними связанным. Начиная рассказ о своем творчестве, Игорь заранее обозначил: «Я ничему не учу, это скорее лекция, нежели мастер-класс». Конечно, за такой короткий срок мало кого можно всерьез чему-то научить, но, тем не менее, аудитория получила от Игоря не только четко структурированную информацию о его творчестве, но и полезные рекомендации. Остановимся на наиболее важных советах, которые дал аудитории Игорь Мухин. «Я - документальный фотограф» - говорит Игорь Мухин. На примере своих проектов, посвященных советской монументальной пропаганде, и молодежи 80-х и 2000-х, Игорь показал, что нужно анализировать происходящее вокруг тебя в данный момент и Нужно наблюдать, где, в какое время какой свет, световые блики и запоминать наиболее интересные по свету места. Игорь сказал, что он снимает световые пятна уже более 15 лет, и эта тема не перестает быть ему интересна. Для реализации пойманного образа важно его хорошо проанализировать, причем это не обязательно должно занимать много времени. Игорь показал фотографию, на которой изображены люди, спускающиеся с лестницы, залитой утренним солнечным светом. Он сказал, что заранее отметил: в этом месте очень красивый утренний свет. Два раза в день люди проходят вверх и вниз по лестнице, создавая своим быстрым шагом нужный ритм и рисунок, который хочется уловить. Проанализировав этот образ, Игорь пришел к выводу, что наиболее яркое впечатление будут производить люди, спускающиеся вниз с лестницы в жестком утреннем свете, спешащие на работу. Чтобы верно передать это настроение, Игорь приехал вместе с самыми ранними пассажирами и наблюдал, как они мелькают в утреннем свете, пока не дождался нужного кадра. Игорь неоднократно отметил, как велика роль элемента случайности в съемке и в выборе фотографа. Безусловно, не обходится съемка на улице и без курьезных случаев. Игорь рассказал, как в 80-е годы, гуляя по Невскому проспекту, он встретил Бориса Гребенщикова. Они были знакомы. Но Гребенщиков был близоруким и не носил очки, как и Игорь, то есть узнали они друг друга, только поравнявшись. Игорь тогда просто попросил Бориса прогуляться с ним и снимал его в попадавшихся на пути интересных местах Невского. Это не было постановочной съемкой, чем-то заранее запланированным. Так же Игорь снимал и многих других музыкантов, чью музыку любил и с кем был знаком. Он делал несколько кадров после концертов и в перерывах. Таким образом, теперешние музыкальные легенды показаны нам в своей обычной жизни и обстановке, без налета звездности и официальности. Как раскрыть тему на языке фотографии? Если вы продолжаете снимать сюжет, а чувства, что сюжет сложился, все нет и нет, нужно все равно продолжать. Игорь Мухин подчеркнул, что во время развития сюжета может появиться новая деталь, которая и сделает этот сюжет завершенным. Он привел пример из своей недавней съемки. Задача стояла показать усталость девочек, ежедневно тренирующихся в балетной школе по 8-10 часов в день в течение более десятка лет ради того, чтобы на 5- 7 лет стать балериной и уйти на пенсию. Пока Игорь работал на репетициях, девочки с большой радостью относились к присутствию фотографа, о том, чтобы поймать усталость в их лицах – не было и речи. Нужный сюжет пришел совершенно неожиданно – между репетициями. Говорят, что фотография интернациональна и ее не надо переводить на другие языки. Это не всегда так. Игорь рассказал, как снимал выпускников московских школ, вышедших с праздничного концерта из киноконцертного зала «Россия» смотреть салют. Игорю очень нравится эта фотография: юные лица, застывшие в восторге от увиденного салюта в их честь. Но на западе на этот снимок реагировали негативно и с опаской, решив, что это съемка секты. Другая история: монумент футболиста, который прижимает к груди кубок. И рука, и кубок облупились от времени. Игорь вкладывал в этот снимок светлые , праздничные настроения, радость от спортивных достижений. А в Германии сказали, что это надгробный памятник и рука держит урну с прахом, и не включили в экспозицию. Избитые темы: как избежать клише? Съемка митингов и демонстраций - всегда соревнование профессионалов-фотографов. Нужно ходить на митинги, чтобы научиться общаться с участниками, посмотреть, как другие фотографы работают. По результатам можно сравнить, кто лучше снял, кто оказался в нужной точке в нужный момент. Но и на митингах нужно следить за происходящим, подмечать изменения обстановки и не бежать вместе со всеми в гущу событий, а искать своих героев, свои планы. В этом отличие новостной фотографии от документальной и художественной. Бывает так, что глаз замыливается. Вопрос творческого кризиса или депрессии, Игорь резюмировал так: если вы чувствуете, что не можете снимать, - не снимайте - это совершенно нормально. Но не надо отучаться наблюдать и анализировать. Вам нужно отдохнуть некоторое время от съемки, это может быть и несколько лет, чтобы вернуться потом к съемке, изменив и освежив свое видение Цвет и ч/б… Если глаз видит, что сюжет может быть только цветным, то Игорь снимает на цвет. Для удобства он возит с собой две камеры: с цветной и черно-белой пленкой. «Вижу цветной сюжет, снимаю на цветную пленку, вижу черно-белый, снимаю на ч/б пленку» - говорит Игорь, показывая для примера фотографии, снятые в Нижнем Новгороде, - с привокзальной площадью и рынком. О технике, камере, вспышке… Как в самом начале, так и сейчас, Игорь снимает на пленку, сам проявляет и печатает свои фотографии. Для заказных съемок он иногда пользуется и цифровой камерой, но предпочтение все равно отдает пленке. Он никогда не любил вспышку, предпочитая естественный свет. Йога ретрит что такое ретрит.Как выбрать тот самый кадр? Как из отснятого материала получаются проекты? Анализировать отснятый материал нужно постоянно. Игорь принимает решения, какую серию можно продолжить, не придумывая заранее, а исходя из отснятого материала. Документальных фотографов немало, но чем же отличается стиль Игоря Мухина? Игорь говорит, что его очень многие его фотографии долго были никому не нужны и получили настоящую жизнь только сейчас. Увидев его проекты в ретроспективе от 80-х до сегодняшнего дня, мы понимаем, что Игорь Мухин - это веха в истории фотографии. Он один из первых начал снимать известных и обычных людей не в парадной обстановке, а такими какие они есть, без официоза, так, как раньше было не принято. Уже потом Хайди Холлинджер, канадка, прожившая в России 6 лет, перенесла этот прием на политиков и показала их вполне живыми людьми. Он, как и Александр Слюсарев, и Илья Пиганов, и многие другие, друзья и учителя Игоря, искал новый фотографический язык, новые приемы и формы в изображении действительности. Фотографии Игоря Мухина были прорывом в застойном сознании. Они и сейчас являются примером для молодых авторов, уже в изменившемся мире. Документальную фотографию Игоря Мухина отличает легкая ностальгия: неповторимость ушедшего момента ощущается в кадре, даже если он был снят вчера. Возможно, Игорь Мухин не ставил для себя цели кого-то научить и не собирался раскрывать секретов, он просто рассказал о своем личном выборе в фотографии. Он показал, на примере своих проектов, что нельзя никогда забывать про уникальность своего видения - нужно искать свой стиль, развивать свои собственные идеи, и постоянно – думать. Казалось бы, все уже снято, но окружающая жизнь дарит нам неисчерпаемое количество уникальных моментов, нужно только быть внимательным. |